Издавна описываются случаи, когда человеческое тело неожиданно охватывает пламя и живой организм на глазах превращается в кучу пепла. Однако за многие столетия никто так и не смог установить причину, вызывающую эти таинственные явления, понять, как и почему происходят самовозгорания и чем определяется «выбор» жертвы. Чтобы тело могло вдруг ни с того ни с сего загореться само по себе – в этом столько же таинственного, сколько и в противоположном феномене, при котором человеческое тело проявляет способность противостоять огню. Популярная в 19 веке теория гласила, что люди, подверженные спонтанным самовозгораниям, -- это пьяницы, которые каким-то образом умудрились перенасытить своё тело легковоспламеняющимися алкогольными парами. В старину склонялись к тому, чтобы жертв огня и молнии считать грешниками, заслужившими такое наказание за своё дурное поведение от «божественного промысла». Кстати, подобное толкование встречается и до сих пор в Китае, а также в некоторых других странах, его придерживаются так называемые традиционалисты. Однако ещё в древние времена был один человек, позволивший себе не согласиться с такой версией. Этот человек Лукреций, задавшийся следующим вопросом:
Если Юпитер и с ним остальные всевышние боги Грохотом грозным небес потрясают блестящие своды И низвергают огонь, руководствуясь собственной волей, То почему же у них не боящийся гнусных проступков Не поражается так, чтобы грудью пронзённое пламя Молнии он выдыхал в назиданье суровое смертным? И почему за собой злодеяний не знающий грязных Пламенем часто объят и, невинный, бывает подхвачен Вихрем внезапным с небес и огнём пожирается тут же! Странная особенность, отмечаемая в случаях, когда человека поражает удар молнии, заключается в необычно быстром процессе разложения трупа. Так вот при самовозгораниях этот процесс идёт ещё быстрее. Впрочем, и сам огонь, пожирающий человеческое тело и не трогающий не одежды жертвы, ни других вещей, окружающих её, не менее странен. Со времён Дэви и Лавуазье с их теорией горения представление о такого рода огне с научной точки зрения стало считаться чистейшей нелепостью. Но, чтобы ни говорила наука, до сих пор появляются свидетельства о случаях, когда на людей совершенно неожиданно «нападает огонь». Одним из них является случай с Мэри Ризер, которая в ночь на 1 июля 1951 г. окончила своё бренное существование, превратившись в «огненный столб». На следующее утро её квартирная хозяйка, пришедшая к ней с телеграммой, постучалась в дверь и, не получив ответа, попыталась войти. Однако ручка двери оказалась настолько горячей, что до неё невозможно было дотронуться, и она позвала подмогу. Двое маляров, работавших по соседству (дело происходило в Санкт-Петербурге, штат Флорида), в конце концов открыли дверь – и всех троих встретил поток горячего воздуха. В квартире, сколько они не искали, не было и следов пухленькой шестидесятисемилетней старушки. Постель её была пуста, и, хотя вокруг были следы огня, дыма почти не чувствовалось: лишь слабый огонёк тлел на балке перегородки, отделявшей комнату от кухни. Пожарные легко с ним справились и разобрали обгоревшую стену. За ней вместо миссис Ризер и её кресла они обнаружили на полу почерневший круг, несколько витков пружинной проволоки, обгоревшую печень, кусок позвоночника, череп, сжавшийся до размеров кулака, а на самом краю выжженного участка пола – чёрная сатиновая тапочка с частью обгоревшей левой стопы. Случай тщательно расследовался пожарными, специалистами по поджогам, врачами и представителями страховой компании. Проверка электроприборов и проводки показала, что они не могли быть причиной возникновения пожара. Казалось невероятным, что в помещении следы огня были только вокруг сгоревшего кресла, хотя от сильной жары треснуло зеркало на стене, расплавились пластмассовые выключатели, а в ванной комнате пострадало несколько пластмассовых предметов. На следствии было заявлено, что в крематориях обычно используется температура 2500 градусов по Фаренгейту, которую необходимо поддерживать в течение четырёх часов для сжигания тела, -- и даже после этого нужно прибегать к помощи дробления для того, чтобы довести останки до такого же состояния, в каком было найдено тело Ризер. Если предположить, что для её сожжения необходима была столь высокая температура, то почему стена не сгорела дотла, хотя она и находилась рядом со злополучным креслом, как не сгорела стопка газет, лежавшая менее чем за фут от него! ФБР опубликовало восьмого августа заявление, где высказано предположение, что Ризер приняла на ночь обычную дозу снотворного и заснула в кресле, держа сигарету зажжённой. Однако эксперты свидетельствуют: даже если её одежда и загорелась от сигареты, она сама обгорела бы только поверхностно – ни одежда, ни тлевшее кресло не могли бы привести к появлению температуры такой силы, при которой полностью сгорает человеческое тело. По странному стечению обстоятельств ведущий патологоанатом доктор Вильтон Крогман в это время как раз отдыхал поблизости и, таким образом, смог подключиться к расследованию. По его словам, он был совершенно сбит с толку всем происшедшим с Ризер, считая этот случай самым поразительным за всю долгую практику: ни разу в своей работе он не сталкивался с человеческим черепом, так сильно сжавшимся под влиянием высокой температуры, обычно оказывающей прямо противоположный эффект. На спонтанное самовозгорание людей указывают в своих работах многие писатели 18 и 19 вв., такие, как Де Куинси, Ч. Диккенс («Холодный дом»), Марриет, Мелвилл и Золя. Случаи, приводившиеся, ими, часто основывались на действительных происшествиях, получивших широкую огласку. Одно из них – дело графини Банди из Касены: от неё остались только голова, три пальца и обе ноги в куче пепла, находившейся в четырёх футах от её кровати (случай произошёл в 1731 г., а самое первое известие о нём было опубликовано в «Джентльменс мэгэзин», датированном июнем того же года). Многие подобные случаи можно найти в ранних учебниках по судебной медицине, поскольку пожары такого рода часто вызывали подозрение в криминальных мотивах. Например, «Энциклопедический словарь» (Берлин, 1843 г.) упоминает сгоревшую в 1725 г. в Реймсе дотла и оставившую после себя лишь кучку пепла жену одного француза, по фамилии Милле. Поскольку Милле держал в доме очень красивую служанку, его обвинили в убийстве жены и сожжении её тела для сокрытия преступления. Однако на следствии было установлено, что речь идёт действительно о случае самовозгорания человека, и Милле был оправдан. Но всё же что это за пламя, которое так противоестественно уничтожает человеческое тело и в то же время столь же противоестественно оставляет нетронутыми одежду и вещи, окружающие самого человека? Кейд и Дэвис в своей книге «Укрощение грозы» высказывают предположение: в данном случае можно, по их убеждению, говорить об «атомном пламени» -- наподобие того, с которым имеет дело плазменная физика. И всё же ничем из того, что нам известно, невозможно по-настоящему объяснить странную «избирательность», проявляемую во многих из подобных случаев. В качестве примера приведём заметку, напечатанную в индийской газете «Мадрас мейл» от 13 мая 1907 г., где говорилось следующее. Два констебля внесли в здание суда в окрестностях Динапора (Индия) ещё дымящееся тело женщины, сгоревшей при загадочных обстоятельствах. Её комната не была задета пламенем, а её одежда – на сожжённом дотла теле! – не пострадала. Аналогичные детали время от времени встречаются при описании подобных происшествий. Так, газета «Нью-Йорк сан» от 24 января 1930 г. сообщала о расследовании смерти Стэнли Лэйк, проживавшей в Кингстоуне, штат Нью-Йорк. Следователь, занимавшийся этим делом, особо отметил непонятное явление: «В то время как её тело сильно обгорело, одежда на ней даже не загорелась». У данного феномена есть и другая часто повторяющаяся особенность: жертвы, как правило, находятся в состоянии близком к трансу. В «Космосе», к примеру, напечатан отчёт некоего д-ра Бертхолла «Медико-хирургическому обществу» о проведённом им расследовании в связи с гибелью женщины, которую нашли сгоревшей в её парижской квартире (почти совершенно не пострадавшей!) 1 августа 1869 года. По его словам, всё выглядело так, словно тело находилось в плавильной печи, и лишь пол, на котором оно лежало, был прожжён. Как эксперт, он не мог понять, почему женщина не издала ни единого крика и не позвала на помощь никого из других жильцов. Другой случай: обгоревшие тела пяти мужчин, сидящих в свободных позах в машине, которая стояла на просёлочной дороге возле Пиквилля, штат Кентукки. Сообщение об этом случае в газете «Сиракуз геральд – джорнэл» от 21 ноября 1960 г. не содержит описания того, в каком состоянии находилась сама машина, но приводит слова следователя, заявившего, что он буквально поражён отсутствием каких бы то ни было следов, свидетельствовавших о попытке выбраться из машины. Но, пожалуй, наиболее странный случай подобного рода сообщает Форт, заимствуя его из английской газеты «Дартфорд кроникл» от 7 апреля 1919 г. В половине третьего ночи писатель Дж. Темпл Джонсон был найден мёртвым: нижняя половина его тела полностью сгорела. На одежде не было никаких следов огня, так же как и в комнате. Однако за дверью комнаты писателя пожарные обнаружили огонь и не могли понять, как он возник и почему локализовался именно в этом месте. Джонсон был полностью одет и находился в доме один. В карманах у него находились деньги, и не было никаких признаков, указывающих на то, что пожар был устроен, чтобы скрыть следы ограбления. На следствии было установлено, что смерть наступила от сердечной недостаточности, вызванной отравлением дымом. Вместе с тем у следователя вызвало удивление то обстоятельство, что, будучи одетым в момент, когда он обнаружил огонь, Джонсон не попытался спастись или позвать на помощь кого-либо из соседей. Для описания подобных феноменов Эрик Франк Рассел предложил термин «сверхбыстрое сожжение», и действительно косвенные доказательства говорят о быстром и интенсивном процессе горения. Доктор Б. Х. Харуэлл заявил Массачусетскому судебно-медицинскому обществу следующее: 12 мая 1890 г. он ехал верхом близ города Авера, в Массачусетсе. Его попросили спешиться и повели в ближайший лес. Там на поляне он увидел тело женщины: от её плеч, живота и ног исходило пламя, но не было заметно никаких признаков того, что женщина сама подожгла себя. Ни Харуэлл, ни другие свидетели не могли сказать ничего, кроме того, что эта женщина загорелась по неизвестной причине. Позднее отчёт об этом происшествии был напечатан в журнале «Сайенс». Доктор Е. С. Рейнолдс, выступая в 1891 г. на собрании Манчестерского общества патологов с докладом о самовозгорании человека, изложил общепринятую в то время теорию о том, что жертвами такого возгорания являются хронические алкоголики. Сегодня утверждают, что они, как правило, засыпают, продолжая курить: при этом полностью игнорируются случаи, когда жертва вообще не курит и не пьёт. Тот же Рейнолдс приводит случай самовозгорания, когда ноги женщины были полностью обуглены, в то время как на чулках даже не осталось следов огня. Лондонская газета «Дэйли ньюс» в номере от 17 декабря 1904 г. поместила заметку, речь в которой шла о случае с Томас Кочрэйн из Роузхалла, Фолкирк, которая сгорела, сидя в своём кресле, окруженная многочисленными подушечками, даже не затронутыми огнём. Самое удивительное состояло в том, что она не издала ни звука, пока горела, и не пыталась спастись. Совершенно очевидно, таким образом, что мы сталкиваемся в этих ситуациях со многими таинственными явлениями, заставляющими думать об оккультизме, а это не может не препятствовать проведению серьёзных исследований как врачами, так и учёными.
|